Важнейшей задачей монтессори педагога и необходимой компетенцией родителя является умение наблюдать. Наблюдать за ребенком не только для того, чтобы выбрать правильный момент и научить его чему-то, но и для того, чтобы понять его неуверенные поиски, его сомнения, неожиданные открытия, которые он делает, его радостное изумление, с тем чтобы «пустота, а именно то полное отсутствие опыта, с которого начинается разум ребенка, навсегда исчезла, не оставив после себя и следа».
Способность наблюдать приходит с опытом, но первые шаги можно сделать, задав себе несколько вопросов:
1. Чем любит заниматься мой ребенок?
2. Что кроется за его стремлением заниматься определенными вещами, играть определенными игрушками?
3. Какие ограничения действительно оберегают ребенка от опасности, а какие навязаны нашими внутренними страхами?
4. Что будет действительно лучше для нашего ребенка, а чем мы хотим компенсировать свои несбывшиеся мечты?
5. Какие игрушки или вещи нужны ребенку, а какие мы покупаем, чтобы реализовать свои потребности (быть нужным, загладить вину и т.д.)?
6. Какие социальные навыки необходимы ребенку для жизни в обществе, а какие мы прививаем, чтобы казаться «хорошей» мамой или папой или чтобы нас не осудили?