В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования фигурирует понятие «универсальные учебные действия». «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Изучение
педагогики Марии Монтессори, как средства формирования системы УУД на этапе предшкольного образования позволило сделать вывод, что хотя данная педагогика не ставила перед собой таких задач, она во многом соответствуют целям и задачам, установленными в ФГОС и ФГТ для воспитания и обучения детей дошкольного возраста, но достигаются совсем иными методами.
Смысл Монтессори - метода заключается в том, чтобы подвинуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию.
Принцип Монтессори - педагогики состоит в том, что ребенок творит себя сам, в собственной деятельности.
Основными результатами обучения считаются реальные жизненные и социально - психологические умения, с которыми ребенок приходит во взрослую жизнь.
Задача воспитателя - помочь ребенку организовать свою деятельность, реализовать свою индивидуальность и пойти своим уникальным путем.
Анализ работы по системе Монтессори с детьми с 3-х до 6-ти лет позволил выявить условия формирования УУД.
Вот некоторые из них:
- Среда и метод побуждают к развитию внутренней самодисциплины. С раннего возраста ребенок учится организовывать себя и планировать свою деятельность, формируются основы познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД.
- Наличие подготовленной образовательной среды позволяет ребенку самостоятельно заниматься и самостоятельно находить и исправлять ошибки, осваивать способы добывания знаний.
- Организация разновозрастных групп детей способствует обучению друг друга, навыкам сотрудничества и взаимопомощи.
- Самостоятельный выбор содержания занятий, времени и сотрудников педагогического процесса способствует самоорганизации.
- Отсутствие традиционной системы занятий и системы оценок дает возможность учитывать индивидуальность детей и формировать положительный образ «Я».
- Роль педагога – помощника, тьютора, сотрудника творческого процесса, а также тесное и равноправное сотрудничество педагогов с родителями делает образовательный процесс гуманным и направленным на интересы ребенка и семьи.