|
Детский Развивающий Центр
|
  |
|
г. Ярославль |
СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ. Почему их нужно знать?
Как только образуется новое существо, оно становится неким складом таинственных руководящих позывов, которые поведут в свое время к формированию характерных черт и достижений. Внешний мир не только поставляет средства для физического бытия, но и стимулы для таинственных задач, которые несет в себе каждое живущее существо. Эти стимулы призывают не просто жить, но и выполнять функцию по сохранению мира в необходимой гармонии. Новорожденный ребенок не только тело, но и духовный эмбрион с латентными духовными руководящими силами. Поэтому каждому индивиду необходимо построить себя, согласно руководящим внутренним силам, и результат этого невозможно предсказать. В душе каждого ребенка есть секрет, который мы не можем открыть, потому что сам ребенок не открыт нами и потому что он строит себя САМ и ПОСТЕПЕННО. Ребенок может раскрыться нам только сам, свободно претворяя свой естественный план построения. Его собственная воля - это то, что должно помочь ему в становлении. Преждевременное воздействие взрослых своей волей на ребенка разрушает собственный план построения личности или пускают развитие по ложному пути. Так с самого начала руками взрослого и его эгоцентризмом уничтожается божественное намерение.
Развитие живого существа происходит согласно определенным периодам восприимчивости - СЕНЗИТИВНЫМ ПЕРИОДАМ. Что это за периоды? Это периоды особой чувствительности в развитии, которые имеют ограниченное рамками время протекания и служат тому, чтобы облегчить живому существу овладение каким-либо навыком или умением. Как только ребенок осваивает необходимое умение, то соответствующий вид чувствительности исчезает. Так на основе импульса в течении узко ограниченного времени развиваются особенности характера и чрезвычайно интенсивно налаживаются связи с внешним миром. Когда период восприимчивости заканчивается, а возможность овладения каким-либо умением естественным путем упущена, то последующих успехов можно добиться только в рефлектирующей деятельности, с большими затратами силы воли, усилий и усердия. Работа в таком случае для ребенка становится утомительной и не вызывает необходимого интереса. Если ребенок в ходе протекания какого-либо сензитивного периода наталкивается на любое препятствие в своей работе, то в душе его происходит настоящее крушение. Последствием становятся душевные мучения и эти раны люди носят в себе на протяжении всей жизни, не подозревая об этом. СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Первый период (0-6лет) - Построение и развитие речи.
Ребенок проходит период полного становления и освоение речи. Второй период (2-3года) - Активное расширение словарного запаса.
Ребенок активно впитывает любые услышанные слова, фразы и использует их не по назначению, т.к. не знает смысла многих слов. Говорит много, тренируя артикуляционный аппарат.
Важно в этот период - классифицировать понятия, т.е. говорить и показывать к какой группе, классу принадлежит новое слово, объяснять его назначение. ("Смотри - оса относится к насекомым, ты уже знаешь насекомых - муху, комара и т.д. Оса - тоже насекомое.") От непонимания понятий новых слов возникают страхи, ребенок может замкнуться, бояться говорить и общаться. Третий период (0-5,5лет) - Сенсорное развитие органов чувств.
Методы воспитания системы М. Монтессори во главе угла всего пед. процесса ставят именно воздействие окружения, т.к. считают чувственные впечатления основополагающими. Ребенок посредством своих чувств впитывает впечатления извне.
Центром, вокруг которого сензитивные периоды разворачивают свое внутреннее содействие, является разум. Интеллект ребенка растет и питается под влиянием чувственных впечатлений. Картины из окружающего мира упорядочиваются и служат разуму, который жадно и ненасытно впитывает их. Поэтому необходимо предоставить разнообразный мир ощущений, в котором естественным путем развиваются все органы чувств маленького исследователя. Позвольте ребенку накопить собственные ощущения и покажите как с ними быть дальше, не мешая при этом делать собственные выводы. Благодаря сенсорному анализу, проводимом самим ребенком у него разовьется умение формировать алгоритм действия, что важно для развития мышления. Четвертый период (1,2 - 3,5лет) - Развитие руки, интерес к мелким предметам.
Человека отличает от других живых существ важнейшая особенность- использование руки как ведущего инструмента своего умственного развития. Рука - это тонкий сложный орган, который позволяет разуму не только заявить о себе, но и вступить в совершенно определенные отношения с окружающим миром.
Начало артикуляции и осмысленные движения руки - начальные выразительные движения, тесно связанные между собой и являются "интеллектуальными". Как только ребенок сможет совершать четкие и логические мотивированные действия, которые он наблюдает у взрослых, он начинает действовать, согласно своим собственным целям. Для детской деятельности руки, как признака работающего человека, нужны приспособленные предметы, побуждающие ребенка к деятельности. Также важно терпение взрослого, необходимое для того, чтобы принять ритм движений ребенка, который составляет часть личности, черту характера, часть индивидуальных телодвижений. Заставляя ребенка приспособиться к чужому ритму, взрослый подрывает психику ребенка, что может привести к опасным отклонениям, например - задержке речи или заторможенности некоторых мыслительных процессов. Пятый период (6-7мес. - 4,5лет) - Построение движений и действий.
Как только ребенок начинает действовать - брать предметы, ползать, ходить - взрослый всеми путями старается препятствовать ребенку в этом способе освоения мира. Из страха перед малейшим нарушением мира собственного удобства взрослые заставляют ребенка успокоиться: " не бегай, не трогай, не прыгай и т.д."
Важно! Организовать пространство вокруг ребенка и приспособить свое поведение с ребенком так, чтобы ребенок мог упражнять важные для себя виды движений в том отрезке возрастного развития, в котором организм координирует движения множества мускулов, необходимых для координации жизненно важных действий и движений. Восточная мудрость гласит: "Через действие приходит понимание". Производя многочисленные действия, ребенок приходит к пониманию причинно-следственных связей, что ведет к освоению алгоритмов способа действий. Движение - это не только выражение своего "я", но необходимый фактор для построения сознания. Чтобы человек сохранил свое нормальное состояние, необходима определенная деятельность мускулов. Она представляет собой у каждого человека основу, на которой выстраиваются затем бесчисленные индивидуальные возможности. Если какое-то количество мускулов не работает регулярно, это приводит падению энергии человека. Шестой период (1,5г.-3г.) - Восприятие порядка.
Для ребенка порядок - это земля, на которой мы стоим. В раннем возрасте человеческий дух заимствует из своего окружения элементы для ориентирования, которые необходимы ему для последующих действий.
Природа взрастила в ребенке сензитивность к порядку, чтобы построить его внутренний разум, который отыскивает не столько различия между вещами, сколько узнает связи между предметами. Это чувство делает все окружение ребенка единым целым, части которого состоят в определенных отношениях. В таком знакомом окружении с его взаимосвязями ребенок хочет научиться ориентироваться, двигаться и добиваться цели. Ребенку необходимы: - Порядок в окружающем пространстве /порядок положения вещей/
- Порядок во времени /определенный режим/
- Порядок во взаимоотношениях с окружающими.
Седьмой период (2-6лет) - Социальное взаимодействие.
Действуя в определенной среде и взаимодействуя с группой общения ребенок осваивает нормы человеческого поведения. Для благоприятного общения важно четко сформулировать необходимые правила для поддержания общего порядка. Порядок дает возможность нормальной работы, поэтому дети в нем заинтересованы.
Правила - это некоторые рамки удобной для всех совместной жизни. Усваивая определенные правила, ритуалы социума дети учатся приспособиться и выжить в окружающем мире. По Монтессори изначально свобода - чисто биологическое, означающее независимость каждого субъекта. Это не вседозволенность, а защита права ребенка на индивидуальность, на принятие самостоятельных решений, на собственное мнение. |